Ситуация: земельный участок передан в оперативное управление под строительство разворотного кольца общественного транспорта. Плательщик земельного налога применил ставку 0,39 (налоговые периоды 2010 и 2011 годы) – «Земельные участки, занятые административно-управленческими и общественными объектами». Налоговый орган не согласился, ссылаясь на Постановление Администрации ЯО от 24.08.2005 № 138-а.
Во-первых, сама обязанность уплаты Вами земельного налога по земельным участкам, находящимся у Вас на праве оперативного управления, не бесспорна.
В соответствии со ст. 388 НК «Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом». О праве оперативного управления НК не упоминает.
Кроме того, если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), до их приобретения в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков плательщик земельного налога отсутствует (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82).
Во-вторых, ставка налога 0,39%, указанная в запросе, действовала только в 2010г. Статьей 394 НК предусмотрены только ставки 0,3 и 1,5 процента. В Решении муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 N 146 (ред. от 12.11.2009) "О земельном налоге" предусматривалась ставка 0,39% для земельных участков, занятых административно- управленческими и общественными объектами, но уже в следующей редакции, введенной в действие с 1.01.2011 г. для данной категории предусмотрена была ставка 0,6%, а в последней редакции, вступившей в силу с 1.01.2012 г., уже установлены следующие ставки: «1) 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
…
3.2. Налоговые льготы по земельному налогу в размере 50 процентов:
- субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, включенные в перечень инвестиционных проектов города Ярославля в соответствии с решением муниципалитета о поддержке инвестиционной деятельности на территории города Ярославля до 01.01.2009;
- субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, включенные в перечень инвестиционных проектов города Ярославля в соответствии с решением муниципалитета о поддержке инвестиционной деятельности на территории города Ярославля с 01.01.2009, в отношении земельных участков, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта».
Вместе с тем, возможность оспаривания позиции ИФНС, по нашему мнению, есть.
1.Ссылка ИФНС на Постановление Администрации ЯО от 24.08.2005 N 138-а (ред. от 25.11.2009) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ярославля" нам представляется некорректной, так как в данном документе говорится о кадастровой оценке земли, а не о ее предназначении. Кроме того, в рассматриваемом Постановлении сказано о рекомендательном характере этого Постановления.
2. В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса «Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления». В соответствии со ст. 35 этого кодекса:
«1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов».
Как нам представляется, при определенных усилиях юристов можно доказать, что спорный земельный участок можно считать как предназначенный для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как в некоторых определениях к жилищно-коммунальному комплексу относят и внешнее городское благоустройство, включающее дорожно-мостовое хозяйство.