С поставщиком работаем с 2010 года. Постоянно не идут акты сверки, т.к. не можем прийти к общему решению как учитывать курсовые разницы. В договоре прописано «Цена товара устанавливается в долларах США и указывается в счёте на оплату. Оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на день платежа». Работаем без 100% предоплаты. Соответственно приходится погашать задолженность и после отгрузки товаров поставщиком. Как нам правильно вести учет по сделкам, учитывая моменты переходного периода при изменении законодательства с 01.10.2011года?
Ваши проблемы связаны с тем, что первичные бухгалтерские товаросопроводительные документы должны оформляться в валюте РФ, т.е. на дату отгрузки, а счет-фактура (документ налогового учета) может быть оформлена в у.е. Расчеты осуществляются путем пересчета у.е. в рубли по курсу на дату оплаты.
Самое простое решение состоит в том, чтобы закрепить в договорах положение о том, что стоимость товара в рублях определяется на дату отгрузки и больше не пересчитывается. В этом случае Вы избавляетесь от суммовых разниц и, соответственно, от проблем их учета.
Если же такое соглашение не может быть достигнуто, то система учета должна строиться следующим образом:
Итак, теперь суммовые разницы по НДС у продавца не возникают, если оплата производится после отгрузки, т.к. момент определения налоговой базы по НДС фиксируется на дату отгрузки (ст. 153 НК РФ). Аналогичная норма установлена и для покупателей. Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 172 НК РФ размер вычета следует считать по курсу на дату отгрузки. При последующей оплате величина вычета не корректируется. Наконец-то решен важный вопрос: как учитывать суммовую разницу - с учетом налога или без? Напомним, что раньше НДС не включался во внереализационные расходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/041785, Письмо Минфина России от 14.02.2007 N 03-03-06/1/85). Теперь же, учитывая изменения в ст. ст. 153 и 172 НК РФ, НДС списывается в составе внереализационных доходов и расходов как продавца, так и покупателя (Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-07-11/248). Суммовые разницы в части НДС можно учесть при расчете налога на прибыль только с 1 января 2012 г.
Пример 1. Договором предусмотрено, что цена определяется по курсу у. е. на дату оплаты.
Отгрузка товаров продавцом произведена 1 октября 2011 г. на общую сумму 1000 у. е. (в т.ч. НДС 18% - 153 у. е.). Оплата товара покупателем произведена 10 октября 2011 г. Курс доллара по официальному курсу Банка России на дату отгрузки - 10 руб. за 1 у. е. (условно). В момент оплаты курс повысился и составил 15 руб. за 1 у. е. (условно).
В этом случае каждой из сторон необходимо произвести перерасчет обязательств в бухгалтерском и налоговом учете. Между стоимостью отгруженного товара и суммой поступившей оплаты возникает разница в связи с изменением курса у. е. на дату оплаты по отношению к курсу на дату отгрузки товара. В бухгалтерском учете эти разницы именуются курсовыми, а в налоговом учете - суммовыми.
Учет у продавца.
Отражена выручка от реализации
Д-т 62 К-т 90 - 10 000 руб. (1000 у. е. x 10 руб.).
Начислен НДС
Д-т 90 К-т 68 - 1530 руб. (153 у. е. x 10 руб.).
Получена оплата от покупателя
Д-т 51 К-т 62 - 15 000 руб. (1000 у. е. x 15 руб.).
Курсовая разница списана на прочие доходы
Д-т 62 К-т 91 - 5000 руб. (1000 у. е. x (15 руб. - 10 руб.)).
Учет у покупателя.
Оприходован товар
Д-т 41 К-т 60 - 8470 руб. (847 у. е. x 10 руб.).
Отражен "входной" НДС
Д-т 19 К-т 60 - 1530 руб. (153 у. е. x 10 руб.).
Принят к вычету "входной" НДС
Д-т 68 К-т 19 - 1530 руб.
Перечислена плата за товар
Д-т 60 К-т 51 - 15 000 руб. (1000 у. е. x 15 руб.).
Курсовая разница списана на прочие расходы
Д-т 91 К-т 60 - 5000 руб. (1000 у. е. x (15 руб. - 10 руб.)).
Следует отметить, что в налоговом учете отрицательная (положительная) суммовая разница, включая НДС, возникшая в связи с изменением курса валюты, включается в состав внереализационных расходов (доходов) у продавца и покупателя на дату оплаты товара (пп. 5.1 п. 1 ст. 265, абз. 2 п. 9 ст. 272, п. 7 ст. 271, п. 4 ст. 153 НК РФ).